С дворца "Монплезир", название которого по-французски означает "мое удовольствие",началось строительство дворцово-паркового ансамбля Петергофа.

Дворец был построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годы архитекторами А. Шлютером, И. Браунштейном, Ж.-Б. Леблоном, Н. Микетти.
Пётр лично выбрал местоположение нового дворца, а также определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления.

 

В Монплезире, как ни в одном другом архитектурном сооружении, отразилось все то новое, что определило особенности культуры и искусства петровского времени, самый дух эпохи. Именно поэтому В. Г. Белинский относил его к числу таких же «великих исторических памятников, как Московский Кремль.

 

Общая протяженность здания с двумя флигелями - 73 метра. Шестнадцать застекленных арок придают галереям легкость и прозрачность.

 

Дворец Монплезир знаменит террасой, Монплезирским мысом и тонкой кладкой стен, которая отличает его от других дворцов того времени.

 

Главный интерьер Монплезира - Большой зал. В ХVIII веке его называли Большим, а позже Парадным. По контрасту с галереями и особенно с миниатюрными кабинетами он производит впечатление огромного помещения, хотя его длина - чуть больше 13 метров, а ширина - 7,5 метра.

Освещается зал сквозь дверь и два окна на каждой торцовой стене. Пол выстлан в шашку черными и белыми мраморными плитами мастером А. Кардасье и его учениками Д. Васильевым и М. Ильиным. Стены на всю высоту облицованы дубовыми, тонкопрофилированными филенками.
Особую уникальность залу придает полихромная темперная роспись потолка.

 

Внутренняя планировка Монплезира характерна духу того времени.
Среднюю часть дворца занимает парадный зал, с двух сторон от него расположены по три небольшие комнаты. Слева от входа из сада по западной стороне здания находятся Секретарская, Спальня и Морской кабинет; справа по восточной стороне — Китайский кабинет, кухня и буфетная.
Люстгаузы, галереи, Китайский и Секретарский кабинеты, помещенные на общей оси, образуют парадную анфиладу.
Строители Монплезира использовали в отделке интерьеров дубовую облицовку, штоф, резьбу, орнаментальную лепку, скульптуру, расписные изразцы, полихромную живопись, лаковые панно и картины, вкомпонованные в обшивку стен.

 

Для Морского кабинета отведен северо-западный угол дворца. Несмотря на небольшие размеры, кабинет имеет три, а не два окна, как в остальных комнатах.

Самая богатая часть убранства Морского кабинета - перекрытие, декорированное лепкой и росписью кисти Ф. Пильмана.
В 1721–1722 годах мастер каменных дел А. Кардасье выстлал черными и белыми мраморными плитками в шахматном порядке полы в зале, галереях и люстгаузах. В эти же годы в остальных помещениях были сделаны наборные паркеты.
Рисунок наборного паркета в кабинете, как и в других комнатах Монплезира, сделан по
собственноручным эскизам Петра I, который использовал один из архитектурных альбомов, имевшихся в его библиотеке. Эти паркеты изготовлены столярами В. Б. Хасина и К. А. Караваева.

Украшением кабинета служит резное кресло начала ХVIII века, декорированное затейливым рельефным орнаментом, изображением русского герба и монограммами Петра I.

 

Спальня - среднее помещение анфилады личных комнат Петра I. Она изолирована от Парадного зала, и вход в нее возможен через Морской кабинет или Секретарскую.
Камин Спальни - уникальный шедевр декоративной лепки начала ХVIII века. Особенностью, отмечен декор его верхнего яруса.

 

Секретарская - деловое помещение. Здесь находился дежурный офицер, записывавший распоряжения Петра I и ведавший охраной дворца. Но вместе с тем Секретарская входит и в парадную анфиладу.
Парадный вид Секретарской подчеркнут большим числом картин на стенах. Это явилось вторым названием помещения - Картинная.

 

Буфетная, расположена в северо-восточном углу дворца. В петровское время была непосредственно связана с кухней.

 

Рядом с Парадным залом, за филенчатой двустворчатой дубовой дверью с живописным и резным наддверием, находится Кухня.

 

Лаковый, или Китайский, кабинет - своеобразная дворцовая экспозиция фарфора, который в начале ХVIII века являлся предметом особой гордости Петра I.

 

Из зданий, входящих в Монплезирский ансамбль, следует отметить Банный корпус (1866 г., архитектор Э. Ган), в котором сейчас проводятся различные выставки.
Ассамблейный зал, переделанный Растрелли из Поваренных палат (1748).
Екатерининский корпус (1747-1749), который служил для пребывания высочайших особ. Рядом с Банным корпусом после реставрации открыта Мыльня. В ней находится восьмигранный бассейн, над которым на высоту двадцати метров взмывает 101 фонтанная струя.

 

С южной стороны дворца расположен Монплезирский сад с партерами. В центре — фонтан «Сноп» и, посреди каждого из партеров, четыре фонтана «Колокол» с золочеными фигурами. Свинцовые статуи фонтанов «Колокол» в 1817 г. были заменены бронзовыми, отлитыми по моделям известного скульптора И. Мартоса, это — «Психея», «Вакх», «Сатир с козленком» и «Аполлино».

 

Вторым садом этого ансамбля является Китайский садик, который, в отличие от регулярного Монплезирского, устроен в пейзажном стиле в 1866 г. садовым мастером Ю. Бальтазаром. На верху искусственной горки установлена мраморная скульптура «Амур и Психея», а в основании горки устроен небольшой грот с фонтаном «Раковина».

 

В конце боковых аллей сада, полускрытые кустами, стоят два «Диванчика», которые относятся к так называемым фонтанам-шутихам.

 

После Октябрьской революции в Монплезир был организован музей. Во время войны немцы похитили резьбу, лаковые панно, дубовую облицовку, оконные переплеты и двери, разбили изразцы, повредили лепку, живопись, мраморные полы.

Реставрация Монплезира длилась десять лет и завершилась в 1963 году.

 

Сегодня вновь во дворце Монплезир находится музей, который открыт с 10.30 до 17.00, ежедневно, кроме последней среды каждого месяца. В дождливую погоду музей закрыт.

 

Стоимость билетов в музей:

 

для взрослых граждан РФ - 150 руб.
для школьников - 50 руб.
для иностранных граждан - 360 руб. и 180 руб.